Floortime — это набор техник, используемых несколько раз в день по 20 или более минут дома с мамой, папой или другим взрослым, помогающим с ребенком. Это своего рода философия общения, которая должна лежать в основе всех взаимодействий с ребенком в любой среде. Независимо от того, в каком контексте происходит ваше общение с ребенком, необходимо чтобы каждый из вас стремился к общению с другим.
Программа Floortime включает в себя две полярности, два принципа одного развивающего процесса. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней.
Во Floortime важно следовать за интересами ребенка, чтобы проникнуть в его эмоциональный мир, а затем создать ряд задач и возможностей, которые помогут ему достигнуть более высокого уровня коммуникации, взаимоотношений и мышления. В процессе достижения этого уровня ребенок параллельно укрепляет и улучшает те возможности и умения, которые у него уже есть.
Floortime - это не перечисление того, что надо делать с ребенком, а чего не надо, это процесс, в котором взрослый и ребенок постоянно чему-то учатся. Следование за инициативой ребенка – это вовсе не комментирование его действий или повторение его движений, это глубокое взаимодействие с ребенком, полное погружение в мир его интересов. Поскольку ребенок должен сам захотеть играть с взрослым в его мире, очень важно с помощью внимательного наблюдения понять, что ему на самом деле интересно. Эти интересы могут быть скрыты глубоко внутри его необычного поведения.
Сочетание методов ABA и DIR может привести к эффективным результатам, поскольку ABA предполагает пошаговое обучение и четкую его структуризацию, а DIR фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребенка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно.